28.01.2008   02:07Чернігівський громадський комітет захисту прав людини

ПРАВА ЛЮДИНИ В БІЛОРУСІ

 

Девушка обратилась в БХК. На следующий телефонный звонок из органов ответил правозащитник Гарри Петрович Погоняйло и предложил сотрудникам КГБ прислать Ольге официальную повестку и выразил желание присутствовать при беседе. (Такое право Ольге и Гарри Петровичу дает ст.62 Конституции Беларуси, гласящая, что «каждый имеет право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах»).

 

Однако в КГБ не захотели встречаться с правозащитником. Вместо этого было обещано, что с Ольгой разберутся другими методами.

 

Таким образом, в тот день, вместо того, чтобы пойти на беседу, Ольга отправила в КГБ заявление, в котором указала на незаконность действий сотрудников этого органа. К заявлению приложили программу семинара.

 

А 22 января были применены «другие методы». Сотрудники КГБ обратились в Сельсовет деревни Парохонск (Пинская обл.), где проживают Олины родители и потребовали, чтобы девушка забрала свое заявление. Также в Парохонске стало известно, что пятикурснице Ольге грозит отчисление из Белгосуниверситета.

 

23 января состоялся разговор Ольги Петрукович и Гарри Погоняйло с руководителем Приемной КГБ. Правозащитник обратил внимание на незаконный характер действий сотрудников КГБ, которые, вместо официальных приглашений, используют психологическое давление, в том числе и на родителей.

 

 

Буквально на днях стало известно, что «беседу» по поводу поездок на семинары провели еще с двумя участниками Черниговской школы. Посетить КГБ пришлось студентке юрфака Белорусского государственного университета Наталье, где ей задали вопросы относительно тем и участников встреч, особенно государственную службу интересовало, кто были тренеры и эксперты.

 

Другим собеседником сотрудника КГБ в Витебске стал Денис Лесун – прямо в кабинете декана юридического факультета.

 

Хотя конкретных вопросов по поводу семинара в Чернигове ему не задавали, такие совпадения оставляют у БХК много вопросов.

 

Мы уже подготовили письмо в КГБ, с просьбой приходить с вопросами в первую очередь к нам, поскольку «Белорусский Хельсинкский Комитет» – открытая организация и действует только в рамках закона. Сотрудникам КГБ предложили встретиться с организаторами образовательных программ БХК и задать последним любые интересующие вопросы.

 

Однако пока непонятно, найдет ли отклик такая инициатива.

 

Пресс-служба БХК