27.11.2005   23:15Чернігівський громадський комітет захисту прав людини

Новые списки черниговских избирателей ужасные!

При составлении списка в картотеке адресного бюро мы нашли избирательницу 1895 года рождения. Также родственники отыскали в списках человека, который умер еще в 80-х годах!

На прошлогодних выборах махинации со списками избирателей были распространенными. В Чернигове в первом туре голосования в них не были включены целые дома и подъезды. Тогда в суды обратились около тысячи горожан, которые не смогли отыскать себя в списках. Все вышеизложенное показывает, что ситуация может повториться. Не хочется даже и думать о фальсификациях. Но если люди не смогут проголосовать из-за обыкновенного бардака, кому от этого легче?

С 1 ноября все желающие могут убедиться в правильности своих данных в рабочих группах учета избирателей при гор- и райсоветах. Пошла и я.

В горсовете справа за милиционером есть большая комната, в которой на трех столах лежат увесистые подшивки. В них — фамилии, фамилии... Каждая подшивка на отдельную букву. Для тех, кто плохо знает азбуку, есть календарик-алфавит.

Посетителей нет.

Нахожу себя, мужа в списках — все правильно. "Порядок? — спрашивают дежурные. — Тогда поставьте подпись — проверено". Посмотрела знакомых. Они уже 12 лет в нашем доме не живут, а в списках и на прошлых, и позапрошлых выборах значились. Обращалась даже к наблюдателям, чтоб вычеркнули их. Но тогда в избирательной комиссии заявили, что это не мое дело. Пускай приходят и сами пишут заявления. На этот раз они числятся по адресу, где действительно проживают.

Расспрашиваю. Горожане могут приходить не только в рабочие дни — с 9 до 18 (перерыв с 13 до 14), а в выходные — с 10 до 14 часов. Жители Новозаводского и Деснянского районов могут ознакомиться со списками и в райисполкомах.

Владимир Заика говорит:

— Проверить списки можно с 1 ноября до 1 января 2006 года в рабочих группах при исполкомах. Потом будет перерыв, когда списки будут переуточнять, и только с 25 февраля по 23 марта с ними можно будет ознакомиться уже на избирательных участках. После 23 марта и в день выборов вносить изменения в списки запрещает закон. Даже если одна буква в фамилии неправильная, нельзя будет проголосовать. Исправлять разрешается только механические ошибки. Например, Колмыкоа: буква "в" выскочила при наборе. Суды уже не будут принимать заявлений, ведь на ознакомление со списками дано, в целом, более трех месяцев.

         Какие чаще всего встречаются ошибки?

         Бывает, что в фамилии путают

буквы: вместо Ефименко написано Эфименко и т.д. Есть фамилии, которые схожи между собой и искать надо повнимательней, даже на другом листе. Например, моя фамилия Заіка, а есть еще Заїка. Из-за этого может возникнуть путаница.

         А если человек умрет после нового года?

         Мы получим информацию из РАГСа и будем вычеркивать умерших. Также сверяем списки с опекунскими советами. И если человек признан судом недееспособным, вычеркиваем.

Кстати, все те, кому на день выборов исполнится 18, уже включены в списки.

         Вы говорили, что 459 человек написали заявления. И недочеты исправили. Что это за процедура?

         Если ошибка орфографическая, человек пишет заявление, и мы исправляем. Если фамилии нет вообще или она искажена основательно, или другие ошибки в адресе, и т.д. — тогда жалобу. Их образцы есть в рабочих группах, и платить за это не нужно. В течение дня мы посылаем запрос в паспортный стол (милицию) и вносим изменения в компьютерную базу данных.

         А если бомж захочет проголосовать? Он выписан и нигде не зарегистрирован. А в прошлом — интеллигент и хочет изъявить свою волю, его вносят в список?

         Закон разрешает только зарегистрированным или тем, кто находится в приемниках-распределителях, и их данные точно известны. Остальные не смогут. Как и зеки, которые, вернувшись из мест лишения свободы, вовремя не зарегистрируются. Пока закон трактует только так. Правовая коллизия. Мы будем выяснять этот вопрос в Центризбиркоме.

         А как же быть тем, кто не в состоянии прийти сам: инвалиды, престарелые?

         У кого есть родственники, они могут проверить записи. А данные одиноких, пожилых уточняются в терцентрах соцобслуживания.

 

Валентина Остерская

 

«Весть», 24 ноября 2005 года